В конце мая Госдума ратифицировала пакет новых требований к техническому осмотру транспорта, которые начнут действовать через год с момента опубликования.
РСА провел разъяснение этих нововведений
Не каждый автовладелец знает во сколько ему обходится его железный «конь». А те кто знают - пребывают в печали. Требования к процедуре ТО снова ужесточаются, только на этот раз функции надзора вместе с ГИБДД почему-то получил РСА, который будет отвечать за аккредитациию пунктов техосмотра. А уже за тем, как организована сама процедура прохождения ТО и ее соответствие техрегламенту, а также оснащенностью пункта специальным оборудованием будет следить ГИБДД. Инспекторы наделяются полномочиями на проведение внезапных проверок пунктов прохождения техосмотра и «контрольных закупок», под видом обычных владельцев авто проходя ТО. Особенное внимание ГИБДД собирается уделить техническому осмотру автобусов и маршрутных такси.
По итогам ТО будет формироваться диагностическая карта в электронной форме с цифровой подписью, имеющей улучшенную криптозащиту. Это декларируется, как одна из мер борьбы с мошенничеством. Однако, на практике все это приведет лишь к дополнительному изъятию денежных купюр из кошелька автовладельца. По желанию ему распечатают карту на бумажном носителе, однако главным будет документ в электронном виде, без которого распечатка не будет иметь законной силы.
Полученная информация будет отправляться в «виртуальное облако», чтобы при оформлении ОСАГО страховщик видел наличие ТО у владельца автомашины. При отсутствии данных в облачном хранилище, полис оформить будет нельзя.
Будет происходить фотофиксация каждого заезда на пункт прохождения техосмотра, где будут указаны координаты местонахождения авто, дата и время ТО. Депутаты хотели ввести видеосъемку всего процесса, но в окончательной редакции требований от нее отказались.
Не обошли отдельные требования и инструментальный контроль. При аккредитации пункта будут определять его возможности по обслуживанию машин. После выполнения плана на день он будет закрываться, так что ТО провести будет больше нельзя. К каждой линии планируется прикреплять одного эксперта с достаточной квалификацией, которая потребует подтверждения каждые два года.
Народные избранники изо всех сил постарались, чтобы заставить автовладельцев проходить реальный техосмотр. Пока РСА управлял ТО система пунктов его прохождения была фактически развалена. Так что неясно, хватит ли существующих пунктов для удовлетворения потребностей автолюбителей или придется терять время в очередях. С большой вероятностью техосмотр будет легче пройти в мегаполисе, нежели в провинциальном городке малонаселенного региона, где рентабельность бизнеса, связанного с ТО, никуда не стремится.
Новый цены на техосмотр
Уполномоченные сотрудники РСА разъяснили журналистам, что они должны вырасти несильно с точки зрения страховщиков. По их мнению нынешний техосмотр не может быть дешевле 1 т.р., а тем временем в Красноярске цена прохождения ТО - около 490 рублей, в республике Дагестан - 350, а в Тюмени - 290. Хорошо, что определением тарифа займутся местные власти, а не РСА, ведь им еще придется предварительно согласовывать сумму в ФАС.
Депутаты Госдумы еще как следует не рассмотрели очередные изменения в КоАП и УК РФ. В первом случае это касается административного штрафа, налагаемого на автовладельца за отсутствие ТО (планируется брать 2000 руб.). Во втором - как наказывать владельцев пунктов техосмотра за нарушение регламента и осуществление нелегитимного ТО.
В РСА отметили, что очередные поправки в закон о ТО должны прекратить практику виртуальных проверок автомобилей на пунктах техосмотра, когда водители просто покупали нужный документ. По оценкам РСА так поступали 4/5 всех автовладельцев, покупавших полисы ОСАГО. Но в этом случае страховщикам стоило бы начинать с себя, точнее со своих сотрудников, которые еще недавно предлагали полис ОСАГО в комплекте с диагностической картой.