Ряд сенаторов внёс в Государственную думу проект закона, по которому контроль за операторами ТО из Российского союза автостраховщиков (РСА) должен будет передан в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитацию). РСА, полагают представители власти, выполняет «нетипичную» для себя задачу, из-за чего имеет место проблема фальсифицированного техобслуживания. При этом в РСА убеждены, что ничего менять не нужно: организация прекрасно справляется с мониторингом. Между тем Кремлём данный проект был поддержан.
Предложенные парламентариями поправки были подготовлены главой комитета Совета федерации по экономической политике А. Кутеповым ещё в 2021 г. С тех пор проект закона ожидал только его одобрения Правительством.
Что предусматривает законопроект
Основное новшество — передача полномочий по аккредитации операторов технического обслуживания (необходимое требование для работы в этом рыночном секторе) из РСА в Росаккредитацию. Сейчас Союз осуществляет мониторинг пунктов ТО на наличие требуемых техники, помещений, специалистов и иных условий, но данная функция «не является свойственной» для РСА, убеждены представители власти. В пояснительной записке говорится, что подобная практика является причиной формирования нечестной рыночной конкуренции, массовой подделки данных о прохождении техобслуживания и утрате доверия к институту ТО. Речь идёт о фиктивных компаниях (получивших аккредитацию в качестве операторов), которые выдают диагностические карты за 2–2,5 тысячи руб. без реальной проверки автотранспортного средства.
Группа сенаторов убеждена, что передача контроля в госорган даст возможность победить коррупцию.
Напомним, что диагностическая карта является необходимым документом для владельцев такси, грузовых авто и автобусов, — за отсутствие документа на правонарушителя может налагаться штраф в сумме 2 000 рублей. Для собственников мотоциклов и легковых автомобилей карта требуется лишь при внесении конструктивных изменений в транспортное средство и его постановке на учёт.
В правительственном заключении указывается, что Росаккредитации потребуются добавочные ресурсы для реализации новых функций. В финансово-экономическом обосновании сказано, что сейчас оператор с 1 пунктом техобслуживания выплачивает РСА 35 тысяч рублей за подтверждение соответствия условиям аккредитации (1 раз в 2 года) и 49,5 тысячи рублей за аккредитацию. Замглавы службы А. Соловьёв рассказал, что расценки не будут меняться, за счёт этих денег РСА планируется внедрить (в том числе) современные компьютеризированные системы по мониторингу и аккредитации операторов. Также он отметил, что из бюджета ежегодно нужно будет выделять 20 млн рублей на заработную плату вновь нанятых специалистов РСА, которые будут заниматься сопровождением процедур в сфере технического обслуживания.
Правительство также попросило сенаторов ко 2-у чтению уточнить порядок оплаты аккредитации.
Какие ещё предложения в области ТО планируется внести на рассмотрение
Заместитель главы РСА А. Соловьёв заявил, что планируется обсудить с отраслью новые методы противодействия аферистам, — например, применение видеокамер на пунктах техобслуживания и ИИ для обрабатывания отснятого материала и выявления жульнических схем. Также Соловьёв отметил, что имеется высококвалифицированная команда IT-специалистов, которая способна разработать подобное программного обеспечение. Тем более что в настоящее время видеокамеры установлены на большом количестве пунктов. Но сначала любые решения о новых требованиях нужно будет обсудить с предпринимателями. При этом Александр Соловьёв заверил, что на тарифы для владельцев автотранспортных средств проект закона влияния не окажет.
Напомним, что многие российские регионы в 2022–2023 гг. уже повысили стоимость технического обслуживания. Правительство также просит Госдуму внести в текст нового нормативно-правового документа право сотрудников правопорядка отключать нарушивших требования закона операторов от Единой информационной системы ТО (ЕИС требуется для формирования диагностических карт).
Президент РСА Е. Уфимцев сообщил, что если Государственная дума решит передать функции, то организация несомненно будет исполнять свои полномочия уже в рамках новых законодательных положений. Но на текущей стадии Союз со всеми задачами справляется: все процедуры осуществляются в автоматизированном порядке, жалоб нет. На данный момент нет острой потребности в передаче функций. Уфимцев также рассказал, что РСА смог наладить работу в регионах, добавочного финансирования из бюджета не получает — все издержки покрываются взносами операторов. По словам президента РСА, страховые компании заинтересованы в том, чтобы автотранспортные средства были безопасными и пригодными к эксплуатации, поэтому контроль за операторами для Российского союза автостраховщиков вполне свойственная задача. Передача полномочий государственной организации, очевидно, потребует добавочных расходов (хотя и разовых) на разработку новой цифровой системы, полное перенастраивание всего комплекса аккредитации, а в дальнейшем — постоянных выделений ассигнований из бюджета.
Глава союза «Техэксперт» С. Зайцев одобряет предложения парламентариев, но акцентирует на том, что проект закона носит пока слишком “общий” характер, требуется внесение дополнительных положений.
Глава ассоциации "Ермак" А. Борисенко считает, что проект закона вызывает множество вопросов — присутствие в тексте документа не очень чётких понятий и разного рода противоречий указывает на его недостаточную проработку законодательными органами. Так, Борисенко обращает внимание на пояснительную записку, в которой указывается, что для оформления ОСАГО требуется ТО, притом что это правило было отменено ещё в августе 2021 г. Борисенко настаивает на том, что законопроект требует тщательной доработки — необходимо учесть интересы всех сторон рынка.
Глава Союза операторов ТО М. Бурдюгов считает, что главная проблема заключается в необходимости такой поспешной передачи — необходимо проанализировать возможные негативные явления в будущем. Поскольку в новых условиях нужно будет работать или, что также может произойти, уходить с рынка. Важно дать оценку всем рискам для рынка — прежние законодательные просчёты стоили очень дорого.
Замглавы РСА А. Соловьёв полагает, что проект станет действующим не ранее 2024 года. Также эксперт пояснил, что после принятия Государственной думой поправок понадобится “передача дел” из РСА и разработка новых подзаконных нормативно-правовых документов. При этом господин Соловьёв очень хочет надеяться, что всё это произойдёт предельно удобно для бизнеса.
Напомним, что за последние 12 лет это уже 3-я законодательная инициатива для борьбы с коррупционной составляющей в области технического обслуживания. В 2011 г. был принят законодательный акт, по которому контроль за операторами передавался в РСА — в дальнейшем властные структуры и многие российские эксперты такое новшество оценили как неэффективное. В августе 2021 г. законом была исключена обязанность предъявления техосмотра при оформлении ОСАГО, а в декабре того же года ТО перестало быть обязательным для собственников мотоциклов и легковых авто.