Проект приказа об изменениях в правилах организации и проведении техосмотра подготовил Минтранс России — документ в ближайшее время будет опубликован для прохождения процедуры общественных обсуждений. В частности, документ привяжет количество сотрудников пунктов техосмотра к количеству постов. В случае принятия нововведения заработают с 1 марта 2024 года.
В Союзе операторов техосмотра, такие изменения значительно ограничат возможности для покупки «серых» диагностических карт удаленно без заезда на пункты — там уверены, что документ будет принят в ближайшее время. Разбираемся, что это означает для автомобилистов.
Что точно хотят изменить в проведении техосмотра
Изменения планируется внести в методику расчета значения пропускной способности пункта технического осмотра, утвержденную Минтрансом 30 апреля 2020 года. Согласно опубликованной позже пояснительной записке к документу, в Минтрансе при анализе практики проведения техосмотра выделили две основные проблемы, связанные с необоснованным завышением пропускной способности пункта технического осмотра транспортных средств:
- заявляемое число одновременно работающих на диагностической линии технических экспертов не учитывает реальную возможность их размещения в пункте технического осмотра;
- заявляемые продолжительность работы одного технического эксперта и число рабочих смен превышают установленный трудовым законодательством фонд рабочего времени.
Чтобы решить проблему, в методику планируется внести понятие о значении пропускной способности пункта технического осмотра и типового перечня проводимых технологических операций.
Теперь расчетное число одновременно работающих на диагностической линии технических экспертов (W) не может превышать расчетного числа диагностических постов диагностической линии и должно определяться по формуле:
W ≤ N = Lфакт / Lмин
где:
N — расчетное число диагностических постов диагностической линии (учитывается целая часть результата);
Lфакт — фактическая длина производственного помещения или части производственного помещения, в котором располагается диагностическая линия, м;
Lмин — минимальная длина производственного помещения или сооружения для размещения диагностической линии технического осмотра транспортных средств, включенных в область аккредитации пункта технического осмотра.
Еще одно дополнение состоит в том, что на передвижной диагностической линии должен быть только один пост диагностической линии.
И, наконец, продолжительность рабочей смены одного технического эксперта (t) и число смен в сутки (n) для каждой диагностической линии пункта технического осмотра или передвижной диагностической линии не должны будут превышать расчетного количества рабочих часов, учитывающих режим работы определенного пункта технического осмотра или определенной передвижной диагностической линии.
Расчетное количество рабочих часов рассчитывается по формуле:
t * n ≤ R = tпто * 365 / tФ * E
где:
R — расчетное количество рабочих часов, учитывающих режим работы определенного пункта технического осмотра или определенной передвижной диагностической линии, час;
tпто — количество рабочих часов в сутки в соответствии с графиком работы определенного пункта технического осмотра или определенной передвижной диагностической линии, час;
tФ — годовой нормативный фонд рабочего времени одного технического эксперта, час;
E — количество технических экспертов, работающих в пункте технического осмотра.
Изменения должны устранить пробел в законодательстве, позволяющий недобросовестным пунктам техосмотра завышать свою пропускную способность, используя лазейку с количеством экспертов. Так, по его словам, сейчас количество возможных карт, которые может оформить каждый пункт, ограничено лишь количеством работающих там техэкспертов. Так, каждый эксперт может при рабочей смене в 9 часов оформить около 16 ДК (по 30 мин. в среднем на легковой автомобиль). Чтобы оформить больше «удаленных» или «отфотошопленных» карт, некоторые пункты оформляют по 10-20 экспертов, в итоге расширяя свои возможности до 160-200 ДК в день.
«Теперь количество одновременно работающих технических экспертов не может превышать количество диагностических постов, то есть оборудования, где можно разместить автомобили. В свою очередь вписать 10 постов на маленький пункт также не получится: их «привяжут» к размерам помещения, наличию сквозного проезда и диагностического оборудования для обеспечения диагностических постов», — пояснил Бурдюгов.
По словам представителя отрасли, ограничения для передвижных диагностических линий также должны значительно снизить возможности для оформления техосмотра удаленно. По его оценке, сейчас на таких передвижных пунктах, где работает только один пост, оформляют по 100-200 диагностических карт в день при фактически возможных 16 картах за рабочую смену.
«Теперь не будет ситуаций, когда на одном крохотном пункте будет работать по 20 экспертов, которые могут оформлять по 300 карт в день. Благодаря привязке к материальной базе и количеству постов, возможности для оформления «серых» карт будут ограничены — водителям придется приезжать на официальные пункты. Те же, кого интересует «фотошоп», на них просто не «влезут». Таким образом количество заездов на полностью официальные пункты должно вырасти», — считает Бурдюгов.
При этом эксперт отметил, что на установленные пунктами цены эти изменения не повлияют. Он отметил, что пункты следуют официальной методике ФАС, которая рассчитывает цену для каждого региона. При этом там также могут заработать на дополнительных услугах при записи — от более комфортного зала для ожидания до подачи кофе и прочего сервиса. В таком случае цена карты составляет около 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин подтвердил, что в России многие автомобилисты предпочитают не проходить техосмотр и оформляют их «удаленно». Недобросовестные организации в промышленном масштабе оформляют «серые» карты, при этом есть проблема их доступности в субъектах и небольших городах.
«Обязательство пройти техосмотр есть, а их [пунктов] мало. И получается, что рисовать документы нельзя, а с другой — получить их негде», — отметил Шапарин.
При этом эксперт признал, что оформление карт «удаленно» недопустимо.
Кому нужно проходить техосмотр
Техосмотр для частного автотранспорта перевели на добровольную основу, но в ряде случаев техосмотр остается обязательным:
- для всех легковых автомобилей старше четырех лет при перерегистрации на нового владельца;
- после проведении тюнинга;
- после замены основных запчастей и агрегатов — например, при замене мотора или установке газобалонного оборудования;
- при использовании личного транспорта в служебных целях;
- при использовании личного транспорта для работы в такси;
- при выезде в страны Евросоюза для автомобилей любого возраста, включая новые (документ российского образца потребуют на границе и без него не пропустят; если документа не окажется при выезде, водителя оштрафуют на сумму около €55).
Сколько стоит техосмотр
1 января 2023 года индексация цен на техосмотр прошла по всей России. Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), местные власти должны были подсчитать справедливый тариф на проведение техосмотра в каждом регионе и изменить цены на услугу. При этом стоимость в итоге не должна оказаться ниже 913 руб. для легковых автомобилей. Однако в большинстве регионов решили использовать новые минимальные цены, которые предложили в ФАС.
Когда ГИБДД сможет проверить техосмотр
Согласно разъяснениям ГИБДД, потребовать от автомобилиста предъявить диагностическую карту инспекторы ГИБДД вправе, если он обращается в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий.
Если данных о карте в ЕАИСТО не найдется, в регистрации водителю откажут. «При отсутствии информации о наличии диагностической карты принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий», — отметили в ведомстве.
Когда в ГИБДД могут аннулировать диагностическую карту
В ГИБДД могут аннулировать ранее оформленную ДК в следующих случаях:
- результаты анализа записей камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации административных правонарушений, а также сведений, полученных в Ространснадзоре, согласно которым ТС в момент проведения технического осмотра (ТО) находилось в месте, отличном от места расположения пункта ТО;
- объяснение владельца ТС и технического эксперта, подтверждающее, что ТС на момент ТО было неисправным или на ТО фактически не предоставлялось;
- результаты криминалистического исследования фотоизображений, содержащихся в ЕАИСТО, имеющих признаки видоизменения с использованием графического редактора.